Как копить деньги и не тратить их: советы экспертов

Почему некоторые акции в кофейнях более эффективны, чем другие? Какие приемы используются во многих кофейнях для получения дополнительной прибыли? Ответ кроется в психологических особенностях поведения покупателей. И так как в работе кофейни я скорее наблюдаю, чем использую эти особенности, считаю уместным описать некоторые из них в этой статье.

Размер имеет значение

Когда речь заходит о доходах, не касающихся нашей регулярной зарплаты, вроде неожиданных бонусов, премий или возврата нам долга, то, как мы их тратим, зависит от суммы.

Эксперт Гэри Бельский так говорит об этом: «Исследования показывают, что если вам вернут $300, то вы с большей вероятностью потратите их по собственному усмотрению, чем если вам вернут $3000, даже если вы можете позволить себе их потратить».

Чем больше сумма — тем больше шансов, что мы задумаемся о её ценности, и тем сильнее вероятность, что мы сохраним средства.

Так что получать неожиданные дополнительные деньги полезно только в том случае, если сумма действительно велика для вас. Одно исследование показало, что люди, получившие неожиданно небольшую сумму, как правило, стремятся быстрее избавиться от неё, как будто эти деньги радиоактивные, и при этом берут дополнительные деньги из своих сбережений и тратят и их тоже. Вот один из примеров Бельского:

Размер имеет значение

«Если это звучит неправдоподобно, то рассмотрим следующую историю о друге, впервые рассказанную мной в моей книге. Мой друг Гидеон (имя вымышленное) работал за границей в небольшой американской компании. Находясь в отпуске в США, он зашёл в штаб-квартиру своего босса на Манхэттене и, к своему удивлению, получил небольшой бонус в размере $400.

„Великолепный подарок!“ — думал он, пока не понял, что к концу своей поездки потратил в пять раз больше, чем получил. Каждый раз, когда Гидеон шёл в магазин или ресторан, его жена вспоминала об этом бонусе, и они тратили куда больше денег, чем планировали.

Читайте также:  Выбор сотрудника: молодой и перспективный или опытный и высокооплачиваемый? \ Советы психолога, отзывы

„Зачем экономить? — говорила жена. — У нас же есть на 400 свободных долларов больше, чем мы рассчитывали“».

Принцип последовательности

Принимая решение об открытии второй кофейни, я не был уверен, что место рядом с магазином Магнит – разумный выбор. Однако, когда начался процесс открытия, я настолько уверовал в успех этой точки, что дальнейшее отсутствие выручки стало настоящим шоком и никак не укладывалось в голове (подробнее об этой кофейне в статье). Почему так получилось?

Когда мы приняли решение, мы пытаемся убедить себя в том, что наш выбор лучший. Это спасает от постоянного переосмысливания ситуации и экономит нервы. Даже после осознания ошибки, мы пытаемся держаться выбранного курса как можно дольше.

Данный феномен можно объяснить принципом последовательности. Действительно, люди очень последовательны в своих поступках на подсознательном уровне, это лишает нас необходимости принимать огромное количество новых решений каждый день.

Мы неосознанно ходим одной и той же дорогой, покупаем всегда в одном магазине хлеб, а в другом фрукты. Попробовав что-то один раз и получив удовлетворение результатом, мы начинаем повторять действие. Примеры можно приводить бесконечно, вся наша жизнь – одна большая последовательность.

Принцип последовательности

Последовательность и кофейни

Разумеется, этот принцип успешно используется в торговле, но так как нас интересуют именно кофейни, мы поговорим о них. Когда кофейня дарит бесплатный кофе новому посетителю – она рассчитывает на принцип последовательности. Получив кофе бесплатно, человек будет рассматривать кофейню как место, где можно купить кофе, хотя раньше он проходил мимо и даже не обдумывал такую возможность.

Акция 5й/6й/7й кофе в подарок взывает к принципу последовательности, а полученная карточка напоминает не только о возможности сэкономить, но и о том, что мы последовательны в своих поступках и должны идти за кофе. Именно поэтому я не хочу переходить на электронную вариацию этой акции, несмотря на то, что карточки иногда теряются (ну и еще потому, что все электронные аналоги платные).

Читайте также:  Как научиться быть счастливой без мужчины

Но всех сильнее принцип действует в акции «бесплатный кофе за отзыв». Казалось бы, цель акции – получить отзыв, но это далеко не главное. Правдоподобные отзывы можно сделать самостоятельно или нанять фрилансера, это будет дешевле. Когда человек пишет отзыв (в этой ситуации почти всегда отзыв будет положительным), он сообщает о своей последовательности в письменном виде всему миру. Это магически действует на разум человека, заставляя его искренне верить в то, что он написал. Никто не хочет, чтобы окружающие подумали, что слова не совпадают с действиями.

Экономия семейного бюджета – обязана стать важной финансовой привычкой