Умный? Проверь себя! 9 видов интеллекта: какой из них твой

За последние 10 лет психотерапия в России стала модной, и теперь выбрать из огромного разнообразия специалистов грамотного и адекватного — настоящий квест. Многие находят «своего» специалиста с третьей, а то и с пятой попытки. Координатор ассоциации «Биполярники» Маша Пушкина рассказывает, как распознать токсичных терапевтов, чтобы не тратить на них нервы, время и деньги.

Сила мысли – как притянуть человека

Уже несколько десятилетий существует такая отрасль науки, как позитивная психология. Целью данного знания является поиск, исследование и применение на практике факторов, которые влияют на благополучное существование и гармоничное развитие личности и сообщества в целом. Специалисты, работающие в направлении развития позитивной психологии, обосновали и доказали, что мысль – это некий энергетический сгусток. Сила мысли настолько сильна, что способна оказывать влияние не только на тело и мозг ее хозяина, но и физически воздействовать на происходящее вне организма.

Сила мысли – как притянуть человека

Напрашивается вывод: все, что человек имеет, все происходящие с ним события, по сути, притянуты им самим и претворены в жизнь. Достаточным является лишь всерьез задуматься, как произойдет исполнение желаний силой мысли. Тот же принцип отражается и на отрицательных мыслях. Однако чтобы жизнь наполнялась позитивом и радостью, стоит научиться использовать закон притяжения исходя из благих побуждений.

Сила мысли – как притянуть человека

Сила мысли – как притянуть человека

Сила мысли – как притянуть человека

Недоучка

Два года заочного обучения в частном институте (читайте — покупка диплома), 120 часов практических курсов когнитивно-поведенческой терапии, 60 часов нейролингвистического программирования. Некоторые популярные в инстаграме психологи даже не стесняются публиковать подобные неубедительные послужные списки!

Но специфика этой профессии в том, что и 4–6 лет обучения в хорошем вузе недостаточно, чтобы стать профессионалом. В университетах преподают в основном теорию, а освоение техник консультирования потребует еще от одного года до трех лет обучения на практических курсах — а также серьезных финансовых вложений. Более того, когда образование закончено, психолог/психотерапевт должен регулярно проходить платную супервизию — профессиональный разбор сложных кейсов с более опытным специалистом.

C психотерапией всё еще строже: в соответствии с действующим законодательством, вести психотерапию (то есть лечить психические нарушения психологическими методами) может только человек с медицинским образованием и соответствующей специализацией (врач-психотерапевт).

В странах, где требования к профессии уже устоялись, планка очень высока. К примеру, в Великобритании, чтобы зарегистрироваться как практикующий психолог или психотерапевт, требуется закончить бакалавриат, пройти специализацию в магистратуре и иметь не менее года практики (часто это бесплатный труд).

В реальной жизни рынок психологического образования быстро подстраивается под высокий, но невзыскательный спрос: многие частные и государственные институты предлагают людям с любым бэкграундом освоить профессию всего за 1–2 года — причем заочно. Это могут быть частные практические курсы или программы профессиональной переквалификации. На различных психологических курсах я встречала актеров, бухгалтеров и даже гадалок на картах Таро. Некоторые из этих энергичных «специалистов» начинали набирать клиентов сразу после первого курса, и это им удавалось!

Недоучка

Добавляют хаоса и пробелы в российском законодательстве. Например, не существует стандарта профессии психолога-консультанта (он принят пока только для педагога-психолога и психолога в социальной сфере). Нет с точки зрения закона и такой профессии, как неклинический психотерапевт (то есть терапевт, который работает со здоровыми людьми, тот, кого мы обычно и называем «мой психотерапевт говорит»).

Обычно под «вашим психотерапевтом» скрывается просто психолог-гуманитарий без медицинского образования. Так что статус и квалификация многочисленных гештальт-терапевтов и арт-терапевтов под вопросом.

Вообще психолог — профессия, в которую многие приходят уже в зрелом возрасте. При этом некоторые уверены, что чтобы консультировать других за деньги, вполне достаточно богатого жизненного опыта: получив диплом по принципу «побыстрее и подешевле», такой человек бесстрашно начинает практику в довольно сложной области. Например, называет себя «онкопсихологом» на том основании, что сам пережил онкологическое заболевание. Или, разорвав отношения с супругом-абьюзером, предлагает помощь пострадавшим от насилия женщинам.

Жизненный опыт — это хорошо, но задача психолога в том, чтобы выйти за его пределы и увидеть ситуацию глазами клиента. Если этого не происходит, человек просто проецирует на клиента свои личные проблемы и взгляды, что мало поможет делу.

Шпаргалка

Недоучка — это психолог без диплома профильного вуза (любой психфак, прошедший государственную аккредитацию и не потерявший ее) и без сертификата, подтверждающего прохождение практических курсов (не менее года) в одном из направлений консультирования (КПТ, психоанализ и т. д.). Или психотерапевт без высшего образования в области психиатрии / клинической психологии. Он может скрывать этот факт, уклоняясь от прямых вопросов, или выдавать краткосрочные курсы за полноценное образование.

Читайте также:  Как устроиться девушке на работу в полицию

«Возьми себя в руки»

Гиперчувствительные люди часто плачут, но это происходит не потому, что они более ранимы, чем все остальные.

Когда их переполняют эмоции, причём неважно, какие — радость, грусть, злость или волнение, ― они чаще всего не могут удержаться от слёз.

Они сами часто стыдятся своей слезливости, но дело в том, что они практически не могут контролировать подобные реакции. Согласно исследованиям , впечатлительные люди испытывают более сильные переживания и реагируют на них соответственно.

2. «Не обращай внимания, это во дворе сваи заколачивают»

Громкие или повторяющиеся звуки сводят впечатлительных людей с ума. Щёлканье ручкой, постукивание ногой, шум перфоратора — это ад для гиперчувствительного человека. Дело в том, что такие люди обращают внимание буквально на всё в своём окружении и абстрагироваться от надоедливого шума у них не получится. То, что для остальных лишь неприятный фон, для них — сильнейший раздражитель.

3. «Соберись, тряпка»

Грубость способна надолго выбить впечатлительного человека из колеи. Для таких людей вежливость значит намного больше, чем несколько дежурных фраз.

«Возьми себя в руки»

Впечатлительные люди, как правило, боятся ненароком задеть окружающих или доставить им неудобства.

Гиперчувствительные люди не лезут без очереди, не толкаются в транспорте и извиняются по малейшему поводу. Наталкиваясь на грубость, они начинают лихорадочно думать, что же такого ужасного они сделали, что вызвало столь негативную реакцию. Если же хамство было беспричинным, они сильно переживают, не понимая, за что с ними так обошлись.

4. «Давай отдохнём, посмотрим ужастик»

Собираетесь сходить в кино на жёсткое кровавое месиво? Не зовите с собой гиперчувствительного друга. У впечатлительных людей сильно развита эмпатия, и им легко поставить себя на место другого человека. Угадайте, чьей жизнью будет жить ваш спутник на протяжении всего фильма. Из-за склонности к сопереживанию впечатлительным людям невыносимо тяжело смотреть на сцены насилия.

5. «Не обижайся, но я тебе скажу как есть»

Конструктивная критика не работает в отношении впечатлительных людей. Замечания начальства могут вогнать их в длительную рефлексию, а попытка пробудить в них спортивную злость может их окончательно подавить. Гиперчувствительные люди гораздо сильнее переживают из-за критики, чем их более толстокожие товарищи.

6. «Решай быстрее»

Неважно, о чём идёт речь — о выборе ресторана или смене места работы, — для впечатлительного человека ситуация выбора всегда мучительна. Гиперчувствительные люди склонны переживать при принятии решений, потому что они очень боятся ошибиться .

7. «Запишись на групповые тренировки»

Впечатлительные люди комфортнее чувствуют себя, тренируясь индивидуально. Групповые тренировки не для них, поскольку сама мысль о том, что все будут на них смотреть, приводит их в ужас. Сосредоточиться на упражнениях с такими ощущениями невозможно, и пользы от групповых занятий для них просто не будет.

8. «Это не больно»

Не пользуйтесь этим аргументом, уговаривая впечатлительную подругу попробовать воск для эпиляции или сделать крошечную татуировку. Для таких людей даже обычная прививка превращается в настоящую пытку. Как показывают исследования , у впечатлительных людей более низкий болевой порог, чем у всех остальных.

9. «Да откуда ты знаешь, что он расстроился?»

«Возьми себя в руки»

Просто примите как данность: они знают, что чувствуют окружающие. Чувствительные люди мгновенно замечают любые перемены, будь то изменившееся настроение собеседника или его новая стрижка.

Дело в том, что их собственное душевное состояние во многом зависит от мельчайших деталей окружения, включая эмоции тех, с кем им приходится взаимодействовать.

Если в переписке с таким человеком вы перестанете использовать смайлики, хотя раньше активно ими пользовались, он непременно это заметит.

10. «Фу таким быть»

Впечатлительность не является недостатком, который нужно исправлять. Если вас отталкивают столь яркие проявления эмоций, постарайтесь сократить общение с такими людьми. Но если вы ожидаете, что сможете убедить их вести себя иначе, то, увы, вас ждёт разочарование. Учёные выяснили , что гиперчувствительность заложена природой и переделать таких людей невозможно.

Да и сами они ни за что бы не согласились снизить остроту своих чувств.

Как это происходит? Анализ в ЭОТ

Пришло время раскрыть основную идею эмоционально-образной терапии. Она заключается в том, что любое эмоциональное состояние клиент может ощутить в теле и представить в виде образа. Эмоции не живут вне человека, все что происходит в нашей эмоциональной сфере оставляет следы в теле. Это начало нашего исследования. Локализация в теле и внимание к телесным ощущениям помогают точному созданию образа.

Мой первый вопрос к клиенту, после того как он изложил суть проблемы будет: «Что вы чувствуете по этому поводу?»

Не всегда на этот вопрос найдется точный ответ, ведь у любого чувства есть множество оттенков. И тогда все прояснит вопрос: «Что вы чувствуете в теле, когда говорите об этом?»

Часто клиент начинает сразу говорить, используя образы: комок в горле, обруч сжимает голову, трепет в груди. Он может сказать и по-другому: одиночество, злость, брошенность, ненужность. И эти эмоциональные состояния тоже имеют свою локализацию. Это уже начало работы.

Читайте также:  Подбор имиджа и как одеться на собеседование при устройстве на работу

Теперь вы можете предложить клиенту представить эмоциональное состояние отдельно от себя. Этот шаг позволит выделить его актуальное переживание. С ним вы будете работать. Ни одно действие в эмоционально-образной терапии не происходит без тщательного анализа. От этого зависит точность и экологичность вашей работы.

Анализ в ЭОТ происходит через идентификацию с образом и разговор с ним. Здесь вскрываются причинно-следственные связи.

Первый пример анализа

Клиент: Я рассталась с парнем и это меня убивает.

Терапевт: Что вы чувствуете по этому поводу?

Клиент: Ужасное одиночество.

Терапевт: Где вы его чувствуете.

Клиент : Словно что-то скребется внутри.

Терапевт: Давайте представим отдельно на стуле, то, что скребется.

Клиент: Это брошенный облезлый котенок, он никому не нужен.

Терапевт: Пересядьте на место образа и представьте, что вы – это он и есть. Войдите в это состояние, а я поговорю с образом.

Клиент пересаживается.

Терапевт: Как ты себя чувствуешь? Давно ли ты такой? Сколько тебе лет.

Клиент: Мне 5 лет, я никому не нужна, отец ссорится с матерью и уходит. Мать отправляет меня его догонять. Он меня отшвыривает, как бездомного котенка, и уходит. Я во всем виновата.

Анализ ситуации занимает несколько минут, но он очень точный, поскольку в стрессовой ситуации человек регрессирует, попадает в изначальную травму, и уже через нее вам придется работать. Также с помощью специфических приемов эмоционально-образной терапии.

Второй пример анализа

Клиент: У меня уже много лет болит сердце, врачи ничего не находят, отправили к вам.

Терапевт: На что похожа ваша боль?

Клиент: Словно огромный камень давит мне на сердце.

Терапевт: Представьте этот камень отдельно от себя, на стуле напротив. Какой он?

Клиент: Огромный булыжник с острыми краями.

Терапевт: Сядьте на тот стул и представьте, что этот камень – вы. Войдите в это состояние. А я буду говорить с образом.

Терапевт: Давно ли ты появился?

Клиент: 10 лет назад.

Терапевт: Что тогда произошло.

Клиент: Я поссорилась с сыном и его женой. Они меня ужасно обидели.

В этом случае анализ прояснил ситуацию обиды. Образ камня в практике чаще всего связан с застарелой обидой, подавленным гневом. Заостренные края камня указывают на аутоагрессию.

Если бы мы обращались к сознанию клиента, мы бы долго блуждали в потемках и ничего бы не решили, бесконечно роясь в его мыслях и проясняя ситуацию за ситуацией.

В ЭОТ мы уходим из зоны мыслей в зону эмоциональных состояний через образы, которые рождаются у клиента в зоне его свободного воображения. И когда они становятся видимыми для клиента (представь перед собой это состояние) мы уже можем с ними работать.

Со стороны может показаться, что мы работаем с образами, но на самом деле мы работаем именно с эмоциональными состояниями. Образы выполняют служебную функцию, они дают возможность перехода к тем травмам и конфликтам внутри личности, которые стали их причиной.

Тесты

В 1885 году Дж. Кеттел разработал с десяток более «психологич­ных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах опреде­лялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия опреде­ленных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кеттел определил параметры реакций на раздражители разной силы.

В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффектив­ности служило время, затраченное испытуемым на решение предложен­ных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хроно­метр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

Между тем ученые, разработавшие первые прообразы современных тестов на интеллект, рассматривали это свойство более широ­ко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом — это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер — ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром». Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определе­нием интеллекта, который рассматривается как способность индивиду­ума адаптироваться к окружающей среде.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Что значит быть самим собой? (3 варианта)

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.
Индивидуальные особенности

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Индивидуальные особенности

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Индивидуальные особенности

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Индивидуальные особенности

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Лингвистический (вербальный)

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Даже люди, у которых «дислексия», с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.